Выступление Ольги Федотовой на конференции 11 февраля

Добрый день, коллеги! В своем выступлении на прошлой конференции я подробно описала, почему деньги перетекают из сферы производства в банковскую сферу. Сейчас я хотела бы более подробно рассмотреть сферу инвестиций. Также я хотела бы рассказать об одном из государственных механизмов контроля над расходованием выданных инвестиционных денег, появившемся в 2015 году. Появление такого механизма, на мой взгляд, означает признание государством необходимости контроля над инвестиционными ресурсами. Необходимости не допускать их перетекания из производственной сферы в банковскую сферу или сферу потребления.

При подготовке к конференции я ознакомилась с прогнозом Минэкономразвития на 2016-2018 годы. Этот прогноз уже далеко не такой оптимистичный, как прошлый. В этом Прогнозе отмечено, что в 2015 году произошел спад во всех сферах экономики, кроме питания и коммунальных услуг. Авторы документа отметили, что самое сильное падение было во всех инвестиционных сферах, то есть, в данном случае, в строительстве, как жилищном, так и промышленном. Это то, что в документе, на мой взгляд, объективно. А вот прогноз развития экономики на ближайшие годы отразил тот факт, что наше Правительство не планирует вносить изменения в существующую модель управления экономикой России.

Как и прошлый, этот прогноз полностью базируется на стоимости нефти. В случае снижения ее стоимости ниже некоторого предела, предполагается урезание определенных статей бюджета. Рост экономики России Минэкономиразвития предполагает осуществлять через более доступные для населения потребительские кредиты. Более доступные кредиты приводят к росту потребления в текущий момент, а это, видимо, по мнению Минэкономразвития, и есть развитие экономики. Мне кажется, что здесь невооруженным глазом видна диспропорция развития экономики, пагубный механизм раздувания банковской и потребительской сферы без вложений в инвестиционную. Для того, чтобы понять значимость вложений в инвестиционную сферу, давайте рассмотрим ее состав и функции.

Напомню, что инвестиции — это вложения в средства производства чего-либо, причем результат от этих вложений чаще всего отсрочен во времени. В рамках государства под инвестициями нужно также понимать вложения в средства воспроизводства населения этой страны. Таким образом, инвестиционные сферы в рамках государства — это инфраструктура (транспортная, коммунальная, сети водо-, тепло-, энергоснабжения, сети связи), сельскохозяйственные площади, природные ресурсы, ВПК, образование, наука, здравоохранение, производственные ресурсы важнейших предприятий. Вложения в эти сферы я бы разделила на 4 вида. Первый — текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии. Это не инвестиции, а расходы на эксплуатацию. Втрое — капитальный ремонт. Это уже инвестиции, поскольку в результате этих вложений срок эксплуатации объекта увеличивается. Третье — вложения, необходимые для того, чтобы инфраструктура соответствовала сегодняшним нуждам общества. То есть это тот объем инвестиций, который не был сделан в прошлом для того будущего, которое наступило сегодня. Четвертое — инвестиции как создание будущей инфраструктуры. Это прямые вложения в будущее, фактически его создание. Думаю, что теперь можно представить себе какие объемы инвестиционных вложений на самом деле требуются нашей стране. А в реальности выделяемых ресурсов хватает только на эксплуатацию и некоторый точечный, в рамках всей страны, ремонт. В настоящее время мы эксплуатируем объекты инфраструктуры, которые были построены еще в советское время. Тогда вложение ресурсов было как раз противоположностью сегодняшнему: большая часть вложений шла в сферу инвестиций, что было даже в ущерб сфере потребления. Я привожу это сопоставление для того, чтобы показать, что инвестиции — это вложение в будущее, по сути, это строительство будущего.

Итак, надеюсь, что убедила вас в том, что решение многих существующих на сегодняшний день проблем нашей экономики и жизни общества в целом требует перераспределения ресурсов из банковской сферы и сферы текущего потребления в инвестиционную. Это оздоровит экономику и создаст будущее страны.
При решении этой задачи требуются огромные ресурсы, все виды производственных ресурсов: средства труда — чем работать, предметы труда — из чего производить, что перерабатывать, и конечно, человеческие ресурсы — кто будет работать.

Мы привыкли к мысли, что для того, чтобы начать инвестиционный проект, то есть долгосрочный, результат от которого отложен во времени, нужно либо накопить достаточный ресурсный потенциал, либо взять кредит. Но давайте вспомним, что есть причины, побуждающие финансовые ресурсы нашей экономики перетекать из производственной сферы в сферу более быстрых и легких результатов — финансовую. Также давайте вспомним, что банковский процент тоже перераспределяет ресурсы в экономике, переводя их из производственной сферы в банковскую. Становится понятно, что в нашей экономике работает циклическая причинно-следственная связь: банковская система сейчас является основой нашей экономики, она поддерживает сферу потребления, т.к. получает свой процент через нее, малорентабельная сфера производства с трудом выживает, а на инвестиции в социальную сферу остаются капли из этого моря ресурсов. При этом, если посмотреть РБК, банкиры плачут, что им некому выдавать кредиты, и называют это кризисом, предприятия либо сокращают работников, либо распродаются за долги, а жители страны либо превращаются в потребителей и мечтают скупить все что видят в рекламе и на полках магазинов, либо тихо уходят…

В этой системе нет полноценной циркуляции ресурсов, есть движение ресурсов в одну сторону. В форме денежного эквивалента ресурсы движутся из всех сфер в банковскую, в которой происходит их обесценивание, так как нет превращения этого накопленного потенциала обратно в реальные ресурсы. Эквивалент реальных ресурсов, который на пути производства и обмена отражал более-менее реальную стоимость этих ценностей, если нет дальнейшего обмена в данной системе, превращается просто в куски бумаги. Вот это и есть кризис, когда ресурсы зарабатываются трудом многих, а потом обесцениваются. А для инвестиции в воспроизводство и развитие создавших их производственных и трудовых ресурсов как раз не хватает. И этот гордиев узел невозможно разрубить в один день. Нужны какие-то инструменты, которые, во-первых, переставят экономику России с банковско-потребительских на производственно-инвестиционные рельсы, во-вторых, позволят закрепить круговорот ресурсов в этой сфере.

Одним из возможных инструментов может быть система государственных обязательств, которую мои коллеги назвали «промышленной валютой». Как именно будет называться этот инструмент и каковы будут правила и условия его применения — это вопрос не сегодняшнего рассмотрения. Правила можно прописать любые, которые будут отвечать потребностям. Главное — цели. Этот инструмент должен быть таков, чтобы можно было обеспечить его хождение во взаиморасчетах в инвестиционно-промышленной сфере. Сразу нужно отметить, что он должен быть беспроцентным.

Как это может работать? Например, так. Предприятие получает субсидию в промышленной валюте. С конртагентами расплачивается этими средствами. Зарплату работникам выплачивает частично этими средствами, а частично обычными деньгами. Работники на промышленную валюту могут купить то, что относится к сфере инвестиций. Могут — квартиру, а могут — средства труда для собственного бизнеса. Здесь можно привести как аналогию материнский капитал, который можно потратить только на строго определенные инвестиционные цели. Рассмотрим эту ситуацию с точки зрения работника, почему он согласится на такую оплату своего труда. Во-первых, в случае подобного финансирования промышленности, рабочих мест станет гораздо больше. Во-вторых, человек будет уверен в том, что за определенное количество лет работы сможет купить себе на эти инвестиционные деньги квартиру. Государство должно это гарантировать. В-третьих, в такой системе неизбежно поменяется мировоззрение человека. С потребительского мировоззрения сегодняшнего дня оно станет долгосрочным, человек будет думать о будущем, о продолжении своей жизни и о ее смысле, о сохранении природы и человечества…

В начале своего выступления я обещала рассказать о механизме, который реализуется уже сейчас, в какой-то мере похожем на предлагаемую «промышленную валюту». Похож он в плане контроля над денежными потоками. Механизм следующий. Организации, которые работают по госконтрактам с сентября 2015 года, получают авансы на специальные счета, под каждый контракт свой спецсчет. К контракту прилагается смета, из которой понятно, сколько денег выделено на материалы, сколько на зарплату, сколько на прочие расходы. И организация может с этого спецсчета оплачивать свои расходы только в указанных пределах по каждому направлению расходов. Свыше этих пределов банк не пропускает платежи. Каждый субподрядчик и поставщик материалов обязан открыть свой спецсчет под каждый госконтракт, под который делает работы или что-то поставляет. Цели его расходов с этого счета также контролируются. Таким образом государство контролирует, чтобы выделенные средства, во-первых, работали именно на тот контракт, на который выделены. Во-вторых, чтобы они оставались в инвестиционной сфере, то есть, чтобы из них нельзя было, например, купить директору новую машину. Я рассказываю об этом с целью показать, что проблема удержания денег в производственно-инвестиционной сфере действительно актуальна для государства, и в последнее время ее актуальность усилилась настолько, что государство ввело механизм контроля.

Очевидно, что этот механизм решает только задачу разделения денежных потоков, и то, до определенного предела. То есть они совершают оборот в производственной сфере, а потом опять могут вернутся в непроизводственную. «Промышленная валюта» позволит закрепить оборот ресурсов в производственной сфере на нужный срок. Если понадобится вывод ресурсов из производственной сферы в сферу потребления, это можно делать путем обмена этой «валюты» на рубли в пределах рассчитанных лимитов. Это о задаче отдельного обращения ресурсов в производственной сфере. Также может возникнуть вопрос, чем отличается «промышленная валюта» от уже существующих финансовых инструментов, и не приведет ли ее выпуск к инфляции, чем нас часто пугают. «Промышленная валюта» — ресурсы, выдаваемые под конкретные социально-значимые инвестиционные проекты, беспроцентная субсидия государства. Если субсидия беспроцентная, то предприятию не нужно привлекать кредиты. Ресурсы идут не в сферу потребления и не в банки, поэтому инфляцию не «разгоняют». Если в экономике денег избыток, то государство может «заморозить» часть денег в госхранилище, и не выдавать их банкам. А еще лучше — уменьшить выдачу ресурсов банкам, пусть берут «промышленную валюту» и работают в производственной сфере.